Игры воскобовича: развивающие занятия для для дошкольников

Примеры игр

Чтобы иметь общее представление о методике, познакомимся с некоторыми играми поближе.

Квадрат Воскбовича

Помогают малышу разобраться в схемах ворон Метр, мама Трапеция, Квадрат, дед Четырехугольник и папа Прямоугольник.

Игровизор

Детально ознакомившись с развивающими играми, изучив их принципы и особенности, можно прийти к выводу о том, что методика Воскобовича заслуживает право на существование. Она разнообразит методический арсенал, обогатит образовательный процесс, привнесет в него оригинальность и творческую направленность

Однако важно не останавливаться только на ней, а применять и другие методы развития способностей малыша

Методика

У каждой из игр Воскобовича есть четко поставленные педагогические задачи и цель. Но в процессе занятия от нее отключается не только сам ребенок, но и педагог. Малыш помогает украсить кораблик флажками, располагает цифры из альбома по вагонам паровозика, строит магическую паутину из веревочек, при этом получая наиболее полезные в его возрасте навыки и знания от развития мелкой моторики, если речь идет о малыше 2-3 лет, до решения уравнений. В большинстве случаев персонажи и среда поданы в виде конструктора или мозаики. От самого ребенка будет зависеть, как они будут выглядеть в процессе, — это развивает креативное мышление, визуальную память и чувство вкуса.

Общие задачи развивающей программы:

  • развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
  • выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
  • тренировка творческого мышления, логической гибкости;
  • психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
  • практика развития навыков устной речи, чтения, счета.

Предложенные Воскобовичем сюжеты и среда — только опора для проведения таких занятий. Это многофункциональная среда с секретами, которые неожиданно для себя может открыть и сам педагог, если искренне будет заинтересован в процессе.

Сам Воскобович развивающие игры видел только как часть процесса игры — основной деятельности ребенка в возрасте до 7 лет. Его идея — создание сказочного пространства, в котором ребенку предстоит решать задачи, но не навязанные педагогом, а возникающие как часть той сказки. Именно такую среду «Фиолетовый лес» должна создать сказка, для которой автор и создал своих уникальных персонажей:

  • мудрый ворон Метром и храбрый малыш Гео;
  • незримка Всюсь и смешной Магнолик;
  • Цифроцирка и Филимон Коттерфильд;
  • паук Юк и Нетающие льдинки;
  • Чудо-Цветик и пчелка Жужжа.

Все предметы, которые предлагаются ребенку во время образовательного процесса, привязаны и являются частью этой сказки. Так задачи, поставленные на придуманном значительно раньше Геоконте, стали решаться значительно активнее, когда волей автора он превратился в территорию паука Юка. Ребенку интереснее размещать в соответствии со схемами не абстрактные шнурочки, а волшебную паутину на цветочной поляне. Процесс созидания проходит гладко с получением удовольствия от решаемой задачи — помощи конкретному персонажу.

Универсальная сенсомоторная среда позволяет занятиям расти вместе с ребенком. На основе одного и того же инструмента, иногда с заменой его деталей, ребенок учится сначала определять цвета, потом читать и считать, а затем решать сложные логические алгоритмы.

Преподаватель в этой истории становится напарником. От него же зависит и развитие сюжета — в комплекте с задачами идут только основные элементы, которые можно дополнить подручными материалами, развивая и в себе, и ребенке творческую жилку. Единственным условием для реализации авторской программы остается фиолетовый фон, стимулирующий творческое мышление и креатив. Он же позволяет с первого шага отказаться от стереотипов в отображении элементов.

Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия — Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами игровой технологии В. В. Воскобовича

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами игровой…»
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, средствами игровой технологии В. В.Воскобовича. Развивающие игры В.Воскобовича-современная, эффективная, творческая методика, ставшая достаточно популярной игровой методикой в детских садах, развивающих центрах, а также у…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД с использованием игр В. В. Воскобовича «Весна в Фиолетовом лесу» в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию элементарных математических представлений «Весна в Фиолетовом лесу» Программное содержание. Цель: Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей с использованием игр В. В. Воскобовича. Задачи: 1….

Мастер-класс для педагогов «Технологии В. В. Воскобовича. Знакомство с развивающей средой «Фиолетовый лес»
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Путешествие в Фиолетовый лес». Провела: педагог – психолог Жалбэ Юлия Александровна. Цель мастер — класса: познакомить с развивающей средой «Фиолетовый лес» — технология В.В. Воскобовича. Задачи: 1.Познакомить воспитателей с развивающей средой…

Использование развивающих игр В. Воскобовича в работе учителя-логопеда
Инклюзивные тенденции современного образования ставят перед педагогом сложную задачу: организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование развивающих игр в коррекционно-…

Игры, обучающие чтению, звукам, буквам

  • Складушки. Эта игра основана на слоговом принципе русского письма. Она представляет собой книжку, каждый разворот которой посвящён всем возможным слогам с определённой согласной буквой. На этой же странице картинки животных и песенки, в которых выделены ударные слоги. Складушки – это усовершенствованная слоговая азбука. Для самых маленьких прилагается диск с песенками.

  • Теремки Воскобовича. Это кубики, основанные на слоговом принципе русского письма. Кубики-теремки сделаны из дерева. Всего их 12 (по 2 каждого цвета: белые, серые, коричневые, лиловые, жёлтые, голубые). На их гранях написаны согласные. На кубиках-теремках есть окошечки. В эти кубики нужно вкладывать картонные кубики-сундучки с гласными. Синие кубики для букв А, О, У, Э, Ы, обозначающих твёрдость согласных, зелёные – для букв Я, Ё, Ю, Е, обозначающих мягкость предыдущих согласных. Эти же цвета для твёрдых и мягких согласных сохраняются и в складушках.

    Малыши могут играть кубиками как домиками с окошками. В каждый теремок можно посадить картинки животных (или маленькие игрушечки) на букву, нарисованную на кубике. Чтобы научиться читать слоги, надо в кубик-теремок вложить кубик-сундучок, произнести или пропеть слог.

  • Забавные буквы. Это 10 карточек, обозначающих гласные. Все они изображают в разных позах Арлекина. Называются остроумно: Арлекин, Урлекин, Орлекин и т.д. Помогают развить фантазию и запомнить образ буквы.

  • Читайка на шариках. Это квадрат, который нужно сгибать по линиям, читая слова. Можно прочесть до 130 слов.

  • Игры-шнуровки, обучающие чтению: «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка». Это разной формы шнуровки, соединяющие буквы в слова. Ими может играть и ребёнок, не знающий букв, просто как шнуровками.

  • Конструктор букв знакомит с «внешностью» каждой буквы. На фанерной основе закреплены резиночки. Под эти резиночки дети просовывают детали, из которых составляют буквы. Всего деталей 15, форма разная. Создание букв сопровождает сказка о приключениях в Фиолетовом лесу. Именно сказка устанавливает связь между буквой и звуком.

Подготовка к занятиям

Методика считается максимально комфортной и простой для освоения педагогами. Ведущий процесс должен сам изучить материал и предложенных героев, усвоить их основные роли, кочующие из одной игры в другую. Затем он знакомит с ними детей. Познакомить ребенка придется и с предложенным инструментом — правилами обращения с ним, техника безопасности. Все детали и элементы в фабричных комплектах выполнены с учетом рекомендованного возраста.

Готовых сценариев нет, — зачитывать подготовленные рассказы не придется. Преподаватель сам решает, в какой форме преподнести задуманное упражнение, опираясь на роли персонажей. Важным соавтором становится сам ребенок. И даже если в процессе игры сюжетная линия полностью преображается, проблемы в этом нет.

Во время занятия педагог должен:

  • постоянно оценивать уровень сложности, снижать или повышать его относительно рекомендованного по возрастам в зависимости от реакции ребенка;
  • подталкивать и стимулировать к решению задачи, не подводя напрямую к решению и не лишая удовольствия выйти победителем из сражения;
  • вместе с ребенком придумывать новые правила и сюжетные линейки, не поддаваясь на желание упростить до элементарного;
  • искать новые формы и инструменты для развития сюжета не по сценарию;
  • контролировать процесс и останавливать занятие, если настроение малыша критически испортилось и мешает дальнейшему прохождению упражнений.

Главная задача педагога — поддержание доверительной атмосферы между ним и ребенком. Со стороны должно казаться, что задачу решают двое.

Интервью с Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем:

— Вячеслав Вадимович, ваша методика популярна в российских детских садах. Знают ли про нее заграницей?

— Порой раздаются звонки типа: — Я звоню из Чикаго. Скоро буду в Петербурге. Можно ли у Вас купить игры?

Русские в Америке, Германии, Франции, Израиле развивают, подучивают своих детей нашими играми. Но на другом уровне серьёзных контактов пока нет.

Другое дело — бывшие страны Союза. Были семинары в Латвии, Эстонии. Вот самый свежий пример. В этом году прошли первые семинары на Украине. Итог этой деятельности: договорённость о включении игрового материала технологии «Сказочные лабиринты игры» в общеукраинскую программу. Вот такой вырисовывается совместный проект.

— Как можно игрушки В. Воскобовича внедрить в программу детского сада? Нужно ли для этого специальное разрешение?

— Игрушки, как Вы говорите, давным-давно внедрены в программы дошкольного образования и успешно выполняют свою задачу. И никаких разрешений не требуется. Более того, они официально рекомендованы для использования в ДОУ. Другое дело — для поднятия их «коэффициента полезного действия» требуется обучение специалистов.

Игры выполняют свою миссию и дома, и в начальной школе, и в частных центрах. Приведу недавний пример. Меня пригласили провести семинар только для специалистов частного Центра. Конкуренция подталкивает. Через дорогу от них Центр с флагом Монтессори, справа – Никитина, слева – Домана. Они решили поднять флаг Воскобовича.

— У вас регулярно проходят семинары по методике. Какова стоимость семинара, его продолжительность?

— Семинарская практика как началась в 1994 году, так и продолжается до сих пор. Порядка 150 городов в послужном семинарском списке. Причем в большинстве городов был по многу раз.

По продолжительности семинары бывают одновневные – обзорные, трех-четырёх дневные и даже восьмидневные. Варьируется и стоимость. Есть два варианта оплаты. Первый – фиксированный с группы. В настоящий момент – это 8 тыс.руб за один день (6-8 академических часов) со всей группы (группа до 50 человек) плюс оплата расходов за проезд и проживание.

Другой вариант – оплата семинара каждым слушателем. Это где-то 400-750 руб. за один день в зависимости от разных факторов.

— Игрушки Воскобовича – очень многогранны. Значит ли это, что их достаточно для развития ребенка?

— Не конкретизируя, скажу, что был пару раз свидетелем того, как триумфально вздымалось нечто, и произносилось: ничего другого вам больше не надо. Я противник такого подхода. Ни в коем случае нельзя перечеркивать богатство и разнообразие нашего мира. Всё в окружении ребенка: и предметная, и игровая среда исполняет свою роль. С другой стороны не все игры могут обеспечить то, что называется по Выгодскому, зоной ближайшего развития.

Сегодня у нас рынок с его кричащей рекламой, нацеленной на продажи. Педагогу порой сложно разобраться, не то, что родителю, где игра — пятиминутка, где игра — пятилетка. Важна позиция и компетенция взрослого, как в воспитательном, так и в образовательном процессе. Если ребенок целый день катает машинку, то о его развитии говорить не приходится. Но если взрослый совершит «нарочную» поломку или выстроит специальную дорогу, то происходит активизация и восприятия, и мышление ребенка.

Сюжетные, ролевые, подвижные и прочие игры требуют своего оснащения.

— Какие самые популярные игрушки Воскобовича среди детей? Есть ли любимые игрушки у воспитателей?

— У кого как, и список этот немаленький. Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Квадрат Воскобовича», «Змейка», «Геоконт», «Чудо Крестики», «Читайки», «Прозрачный квадрат»… Могу продолжить. Знаю об этом и по отзывам, и по продажам. А так как к детям игры приходят через взрослых, то часто любимые игрушки у них одни и те же.

— Методика В. Воскобовича… можно ли сказать что вы остановились на достигнутом? Появляются ли новые игрушки?

— Остановиться уже невозможно, тем более, что много разработок и новых, и старых ждут своего часа. Но сегодня во главе угла не выпуск нового, а осмысление пройденного и достигнутого. Есть ощущение нового витка развития. Вместе с развивающими играми развиваюсь и сам. А идеи? Тут все очень просто. Нужно, чтоб в определённый момент закрутились нужные шестерёнки. Иначе, как без юмора, и не ответить.

Игры, развивающие пространственное мышление, воображение, геометрическое и стереометрическое мышление

  • Геоконт. Это фанерная доска со штырьками-гвоздиками из пластмассы. У каждого гвоздика своего цвета головка. В наборе есть разноцветные резинки-паутинки. Пользуясь координатной сеткой, ребёнок создаёт фигуры, цифры и буквы.

    В названии сопровождающей игру сказки можно прочитать слово «Геометрия». Главного героя-мальчика зовут Гео, сказочного ворона Метр, и ещё есть дядя Слава – сам Воскобович. Он называется Я. Так наука геометрия, основы которой преподаются в этой игре, получает в ней новое творческое истолкование: это наука об измерении земли мною, Я – главный участник игры, науки, жизни.

    Игру сопровождает сказка. Всё, что видит маленький Гео, ребёнок должен воссоздать по рисункам с помощью разноцветных резинок. Тогда сказка продолжается и ведёт к новым приключениям. Если творческим родителям не нравится содержание сказки (оно далеко от народных сказок), его очень просто изменить. На резинках можно изобразить хоть «Теремок», хоть «Колобок».

  • Квадрат Воскобовича. Он бывает двухцветным для малышей и четырёхцветным для дошкольников. Квадрат состоит из 32 треугольников, которые наклеены на тканевую основу. Из треугольников можно складывать объёмные фигурки, и это не так просто, как кажется. Складывание фигурок сопровождается сказкой о превращениях квадрата. И не только в домик или конфетку, но и в котёнка, и в ёжика, и в другие предметы. Схемы фигурок даны в описании игры. Если квадрат разрезать по линиям, вариантов фигурок станет больше.

  • Чудо-крестики. У этой игры три уровня сложности (это три разные усложняющиеся игры). «Чудо-крестики 1» состоит из 4 разноцветных крестиков, «Чудо-крестики 2 и 3» – из 6 разноцветных крестиков. Каждый крестик разрезан на отдельные фигурки, из которых можно собрать всё что угодно. Получаются прекрасные аппликации из фанеры. К каждой игре прилагается «Альбом фигурок». Для усложнения задачи можно переворачивать крестики белой стороной.

  • Логоформочки. Из эталонных фигур с помощью специальной линейки дети конструируют новые фигуры. Конструирование сопровождается увлекательными сказками.

  • Набор карточек «Радужные гномы» Это то же самое, что «Забавные буквы», но для цветов. Каждый гном имеет свой цвет и имя, созвучное с цветом (Кохле-красный, Охле – оранжевый и т.д.). Карточки помогают запомнить образы цветов.

  • Прозрачный квадрат. На прозрачной плёнке изображены разные фигуры. Всего таких квадратных плёнок 30. Фигурки животных получаются благодаря наложению плёнок друг на друга. Игру сопровождает сказка о нетающих льдинках.

  • Черепашка-пирамидка. Эта игра предназначена для детей от 2 лет. Она состоит из 21 фанерной фигурки семи цветов и двух размеров. Их можно собирать по-разному в зависимости от желания или фантазии. Получившуюся картинку обводят на бумаге.

Как проводить занятия по играм Воскобовича

Как было сказано ранее, игры Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон. С годовалыми малышами занимаются простой сортировкой предметов. Будущим первоклассникам будет интересно познавать мир цифр и букв. Играть можно и дома, и в образовательном учреждении.

Универсальность игровых пособий состоит и в возможности проводить занятия в разных формах:

  • индивидуальной,
  • групповой,
  • в подгруппе.

Даже на индивидуальном занятии по технологии Воскобовича ребёнок не одинок, педагог является посредником между ним и сказочным миром

Ко всем игровым материалам Воскобовича составлены методические рекомендации. Педагогам обязательно к ознакомлению авторское объяснение игр. Готовых сказочных рассказов может не существовать, но автор даёт ключи, как заинтересовать ребёнка — рассказом и игровыми предметами.

Сначала малыш знакомится со сказочными героями. Затем устраивается совместная с педагогом деятельность. Освоение игровых приёмов происходит постепенно, нужно быть чутким к способностям и индивидуальному темпу воспитанника.

Педагог является партнёром по игре, раскрывает игровые приёмы, ведёт малыша по тропинке сказочной истории

В старших группах детского сада игры Воскобовича включают в занятия НОД: по математике, развитию речи, изучению окружающего мира.

Когда ребятами освоены принципы игры с фигурами (конструирование различными способами), пособия Воскобовича рекомендуется хранить в игровом уголке, чтобы дети использовали их в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная игровая деятельность с пособиями означает максимальную заинтересованность детей

Пособия для проведения игр

Инструменты для игр от Воскобовича можно приобрести отдельно и комплектами. Во втором случае будет заложен значительный рост и разнообразие с опорой на единую сенсорную среду. В то же время сам автор рекомендует не останавливаться на готовых вариантах, вводить своих персонажей, ставить новые задачи при понимании, что ребенок перерос рекомендованные.

Все модели и элементы дидактического материала рассчитаны на многофункциональное применение. Застежки, магниты, липучки позволяют одних и тех же персонажей переносить из одной игры в другую, располагать на полотне или магнитной доске, не давая ребенку привыкнуть и устать от однообразия.

С созданием собственной среды и технических дополнений ситуация обстоит сложнее. С 2013 года развивающий центр взял в штат профессиональных художников, которые контролируют не только соответствие цветовой гаммы пособий поставленным задачам, но и качество оформления продуктов.

Созданные самостоятельно игры Воскобовича для дошкольников своими руками часто уступают по качеству и визуальной привлекательности для глаз фабричным комплектам. Требовательные к обертке дети не всегда готовы принять замену. Но окончательное решение остается за педагогом и родителем. Даже частичное применение методик Воскобовича в процессе обучения положительно сказывается на результате и динамике работы.

При обилии развивающих игр в настоящее время методика Воскобовича не потеряла своей актуальности. Учебные программы активно используются педагогами ДОУ и могут быть реализованы самими родителями. Простота и увлекательность системы позволяет это сделать. Коллектив компании под руководством своего основателя периодически обновляет ассортимент пособий и предлагает новые, учитывающие интересы современных детей формы.

Особенности методики

Три основных принципа методики раннего развития Воскобовича – интерес, познание, творчество.  Технология направлена на обучение в игровой форме, всестороннее развитие малыша, развитие его творческих и интеллектуальных способностей.

В соответствии с принципами методики легко выявить основные ее особенности.

  • В ходе создания игры учитываются интересы ребят. Дети занимаются по данной методике с большим энтузиазмом. Каждый день они не устают открывать что-то новое для себя.
  • Широкий возрастной диапазон. Любая разработка рассчитана на возраст от 2 до 7 лет. Уровень сложности подбирается индивидуально. Так игра прослужит крохе не один год.
  • Партнерское взаимодействие со взрослым. Большинство подразумевает участие в игровом процессе родителей. В комплекте есть методическое пособие, описывающее сценарий игры и ее правила. Родитель выступает в качестве ведущего, он задает сказочный сюжет, ставит задачи, показывает иллюстрации.
  • Вариативность. Сборники упражнений предлагают задачи различной степени сложности.

Сказки

Главной средой, в которую педагог погружает ребенка, становится фиолетовый лес и персонажи, которые меняются с этапами взросления. Наиболее любимые детьми:

  • Лопушок — первый инструктор по обращению с предложенными дидактическими материалами;
  • Всюсь — герой прозрачного квадрата, знакомящий с геометрическими формами, цветами, буквами;
  • Китенок Тимошка из комплекта Чудо-Крестики учит детей видеть разницу цветов и форм, сравнивать и искать общности;
  • Крутик По — отвечающий за геометрические формы и пространственное мышление.

Разнообразие героев огромное — Владыка Лучич, Краб Крабыч с Чудо Острова, Гномы и Долька. Все они обитатели того самого Фиолетового леса — пространственно-предметной среды, поделенной на области со своей спецификой.

Многие роли прописаны. Долька — персонаж, который должен в игровой форме познакомить ребенка с понятиями частей и целого, плавно подвести к изучению дробей. При этом дроби будут представлены на такой же готовой фигурке Цветика, из которого можно доставать и добавлять лепестки. Но даже если в процессе игры ее роль сменится или персонаж покинет свою поляну и появится где-то в районе Загадочного острова или отправится в космос, которого в Фиолетовом лесу изначально не было, сказка от этого только выиграет.

Технически персонажи выполнены из плотного ламинированного картона или фанеры и оснащены минимум двумя типами крепления — магнитом и липучкой. Последний позволяет закрепить фигурку на основном дисплее Коврографе или любой другой текстильной поверхности, если того требует развитие сценария. Магнит соединяет деталь с металлическими дисплеями или стандартной обучающей детской, которыми укомплектованы ДОУ. Покупая комплект для собственного ребенка, персонажей можно приобретать отдельно по мере взросления.

Конкурс: объявляем результаты!

Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Пост будет длинным, но вы дочитаете его до конца, потому что мы знаем:
вы давно этого ждали! Приятные новости к выходным!
Да-да, мы готовы объявить результаты конкурса «Шнур — Малыш» и «Шнур — Затейник».
Хочется поблагодарить всех участников, детей и их помощников: педагогов и родителей!
Работы детей очень разнообразны, сколько в самих работах и комментариям к ним творческих идей, фантазии, любви!
Очень сложно отметить все дошкольные учреждения, приславшие большое количество разнообразных работ – их очень много! Приятно отметить активное участие наших тьюторских центров и коллег из Беларуси, а именно — ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Могилева».
Они порадовали разнообразием и качеством работ, причем преимущественно во второй номинации (а на нее «отважилось» гораздо меньше участников, чем на первую).
И еще один момент, который хочется отметить в работах, присланных из союзного государства, – это безупречное следование правилам выполнения и оформления работ, что очень облегчало нашу работу.
Спасибо!

Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия — Сказка по развивающим играм с использованием квадратов Воскобовича

Публикация «Сказка по развивающим играм с использованием квадратов…»
Сказка по играм Воскобовича, с использованием квадрата Воскобовича. Цель: развитие творческого воображения, логики, конструирования. «Отважные моряки» Жили-были два братишки Два веселых шалунишки Два мышонка Шыш да Кыш Забрели разок в камыш. Эти братики-мышата, развеселые…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мастер-класс с двухцветным квадратом В. В. Воскобовича «Путешествие в сказку «Теремок»
Мастер — класс «Путешествие в сказку «Теремок» с двухцветным квадратом В.В. Воскобовича Цель: повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии;…

Фотоотчет об интегрированной деятельности с использованием игровых элементов развивающей среды В. В. Воскобовича
В течение 2020-2021 года воспитанники старшей группы компенсирующей направленности №13, знакомились со сказочным фиолетовым лесом и его обитателями. В ходе путешествия по Фиолетовому лесу ребята вместе с воспитателем, посещали: «Поляну Золотых Плодов», на игровом пособие…

Развивающие игры В. В. Воскобовича в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста
Содержание Слайд 1 Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector