6 советов, которые помогут отучить малыша от рук

Когда отучать?

У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Когда вам постоянно не хватает времени смотрите мой курс Как маме успевать всё с малышом на руках?>>>

Если же мама постоянно стремится отучить ребенка от рук, откладывая его от себя, поменьше брать на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки.

Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается. Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше.

Так что всему свое время. Но раз уж мы ведем речь о новорожденном, постарайтесь не думать сейчас о том, как отучить ребенка от рук, а максимально удовлетворить потребности своего малыша в пребывании на руках у мамы, в совместном сне, в продолжительном грудном вскармливании. Как это сделать правильно я рассказываю в курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода за младенцем>>>

Вырастая, ваш малыш понесёт во взрослую жизнь весь багаж знаний, ощущений и впечатлений из раннего детства. Если опыт, полученный в раннем детстве позитивен, то ребёнку легко учиться, легко вступать в контакт с разными людьми, у него нет трудностей в общении и построении отношений с другими людьми.

  • Все о слингах для новорожденных от 0 до 6 месяцев
  • Школа мам: как пеленать новорожденного
  • Оптимальные значения температуры в комнате новорожденного

Последствия постоянного пребывания на руках

В первую очередь, от того, что мама постоянно носит грудничка на руках, нередко совершая покачивающие движения, появляется боль в спине и коленях. По мере роста ребенка увеличивается нагрузка на руки, хрупкие девушки отмечают продолжительные боли в мышцах предплечья.

Кроме очевидной физической усталости, мама не имеет возможности принять ванну или душ, заняться своим внешним видом, ей очень сложно заниматься делами на кухне, когда одной рукой все время приходится придерживать малыша.

Ребенок, пребывая у мамы на руках, теряет возможность развиваться физически. Когда другие дети лежат в кроватке, они:

  • изучают свое тело, рассматривая ручки;
  • тренируются переворачиваться, поднимая ноги вверх;
  • пробуют тянуться за игрушками;
  • знакомятся с работой мобиля, подвешенного над кроваткой.

Грудничок, который не слезает с рук, большое количество времени пребывает в одной позе. Он лишен возможности учиться переворачиваться и отстает в физическом развитии от своих сверстников.

Важно! Главная опасность постоянного ношения на руках заключается в том, что мама заходит на кухню, чтобы что-то поставить вариться на плиту, размешать или разрезать. Ребенок в этот момент подвергается страшной опасности

Педиатры убеждают молодых мам не брать с собой детей на кухню. Лучше оставить малыша кричать в кроватке, чем потом лечить его от ожогов.

Как переключать внимание?

Если грудничок слишком привязан к матери, то можно попробовать переключать его внимание на других взрослых. В 3-4 месяца малыш может быть привязан не столько к рукам, сколько к присутствию матери

Если есть рядом другой взрослый, которого ребенок знает и чувствует себя с ним в безопасности, то он будет спокойнее реагировать на то, что мама не держит его на руках. Такими взрослыми могут быть другие члены семьи: папа, бабушка, сестры или братья. В некоторых случаях можно хотя бы временно воспользоваться услугами няни.

Включить в игру и отвлечь можно ребенка практически любого возраста. Уже грудничок 3-4 месяцев может включиться в игру в прятки: например, вместо того, чтобы взять его на руки, когда он заплачет, мамочка может спрятаться за спинку кровати, а потом выглядывать оттуда. В этот момент произносим «ку-ку!», и ребенок быстро понимает, что это игра, перестает плакать, смеется. В следующий раз он включится быстрее

Яркая музыкальная игрушка, красивая погремушка, для детей 6-7 месяцев юла, руль с кнопочками – все эти игрушки прекрасно подходят, чтобы успокоить ребенка и переключить его внимание. Если малыш привык к самостоятельности, то в год он с легкостью находит себе занятие сам

Так постепенно ребенок отвыкнет от чрезмерного пребывания на руках, однако тактильный контакт и тепло мамы и других близких ему все равно нужны. Много полезных советов и рекомендаций дает доктор Комаровский. В своих видео он понятно объясняет, как происходит развитие детей, почему возникают проблемы и как можно их решить. Также полезным окажется опыт других семей, которые столкнулись с похожей проблемой.

ОРВИ у грудного ребенка: что делать?

Простуда и грипп у новорожденных встречаются достаточно редко. Ближе к полугоду, когда действие антител матери постепенно становится более слабым, вероятность развития простуды у ребенка возрастает. Малыш вполне может заразиться от близких людей, в поликлинике или на улице. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, риск заболеть выше.

Основная проблема при ОРВИ у младенца состоит в том, что это часто встречаемое заболевание весьма непросто у него распознать. Взрослый человек при простуде и гриппе обычно жалуется на повышенную температуру тела, слабость, ломоту в мышцах, боль в горле, кашель и насморк. Грудной ребенок в силу своего возраста не способен пожаловаться на симптомы, более того, у него еще не сформированы некоторые рефлексы. Он еще не научился сморкаться и откашливаться. Это приводит к тому, что слизь скапливается в области дыхательных путей, где служит питательной средой для бактерий. В результате в дополнение к простуде у ребенка может развиться отит, бронхит, который может стать хроническим, или даже пневмония, что требует немедленной помощи педиатров. В эпоху COVID-19 также могут потребоваться соответствующая дополнительная диагностика и лечение.

Когда нос заложен, ребенок может отказываться от пищи даже когда голоден. А лихорадки у него может и не быть. Чтобы вовремя заметить начало развития болезни, родителям необходимо быть внимательными к грудничку и вовремя приступать к лечению. В большинстве случаев рекомендуется применять специфическую противовирусную терапию. Ее надо начинать сразу же после обнаружения первых признаков болезни. Уже в первые сутки необходимо принимать противовирусные препараты.

Перед тем, как дать ребенку лекарство, обязательно читайте инструкцию. Дело в том, что препаратов, чье применение разрешено для детей до года, совсем немного. Недопустимо лечить грудничка препаратами, которые используются для лечения взрослых или более старших детей.

Методы диагностики энуреза

Прежде всего, требуется установить причины, вызвавшие энурез. С этой целью ребёнка должны осмотреть врачи-специалисты, также необходимо сдать анализы и пройти инструментальные исследования.

Консультация специалиста

В первую очередь ребёнка, страдающего энурезом, следует показать урологу и неврологу. Также могут потребоваться консультации таких специалистов, как психотерапевт (его могут заменить детский клинический психолог или детский психиатр) и ЛОР (надо убедиться, что ночной энурез у ребёнка не связан с аденоидами).

Лабораторная диагностика

Стандартный комплекс анализов при энурезе включает в себя общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ мочи по Зимницкому, а также посев мочи на микрофлору. Цель – убедиться, что энурез не вызван воспалением со стороны мочевыделительной системы.

Инструментальные исследования

При энурезе проводятся такие инструментальные исследования, как УЗИ органов брюшной полости, УЗИ мочевыделительной системы
(почек и мочевого пузыря). При необходимости назначаются урофлоуметрия, урография, цистография, цистоскопия. Также могут быть назначены исследования, позволяющие оценить состояние центральной нервной системы, – электроэнцефалография, рентгенография, компьютерная томография или МРТ позвоночника.  

Чтобы точно продиагностировать заболевание, запишитесь на прием к специалистам сети «Семейный доктор».

Отягчающие обстоятельства

Ему требуется все больше времени, чтобы «закачаться», а уснув, он просыпается все чаще, особенно после полуночи и ближе к утру. Часто такие дети утром вскакивают ни свет, ни заря, поскольку не умеют досыпать сами.

Как маме уложить ребенка без укачивания в такой ситуации?

Да никак. Либо он больше не уснет и целый день будет накалять свою нервную систему, либо вы все же смилуетесь и покачаете его, убив на это остатки своего утреннего сна. В любом случае, ваш день пойдет насмарку.

Почему так происходит?

К 4 месяцу у маленького человечка меняется структура сна, меняется продолжительность каждой фазы его циклов:

  1. Именно под утро большую часть его теперь составляют поверхностный и быстрый сон, при которых кроха просыпается, как говорится, от малейшего шороха;
  2. А заснуть уже не может, поскольку организм не имеет навыка «самоукладывания», ему необходимо качание.

Ведь именно с 4 месяцев у малютки начинают вырабатываться устойчивые привычки.

С другой стороны, нервная система малыша уже достаточно созрела для того, чтобы он мог засыпать  без укачивания.

Поэтому, если вам интересно не только как, но и когда можно отучить ребенка от укачиваний перед сном, то знайте, что в районе 4-6 месяцев это вполне можно пробовать сделать.

Постоянное укачивание ребенка может приводить к следующим последствиям:

Нервная система таких детишек по мере роста сильно перегружается тем, что ребенок не в состоянии уснуть без укачивания. И даже при смене циклов сна, малышу будет требоваться качание;

Также актуальная статья по этой теме: Ребенок хочет спать, но не может уснуть>>>.

Вот и получается, что вы будете вынуждены не отдыхать во время сна ребенка, а постоянно его подкачивать.

С каждым месяцем будет все труднее укачивать мальца, поскольку он постоянно растет, набирает вес. Ваши руки и позвоночник постоянно перегружаются;

Поэтому вопрос – как отучить от укачивания ребенка в год, по мне, сильно припаздывает по срокам: заниматься этим лучше пораньше: свой организм тоже нужно беречь.

Чем позже ребенка начинают отучать от укачивания, тем с большим сопротивлением приходится столкнуться родителям.

Правда, есть случаи, когда  ребенок нуждается в укачивании, вы это видите и понимаете, что сейчас точно не получится.

Чаще всего это те детки, которые:

  1. Родились раньше срока;
  2. Столкнулись с тяжелыми родами;
  3. Родились при помощи кесарева сечения;
  4. Обладают очень подвижным, холеричным темпераментом (о том, как воспитывать таких малышей, читайте в статье Ребенок-холерик>>>).

Нервная система таких младенцев более чувствительная. Здесь целесообразнее будет спросить не как, а когда уже можно отучить ребенка от укачиваний перед сном?

Совет в этом случае, такой: следуйте за материнской интуицией, смотрите на поведение и состояние ребеночка.

Почему дети просятся на ручки?

Требование двухлетнего ребенка взять его на руки может обернуться проблемой.
Малыш может отказываться шагать рядом с идущим взрослым, хотя с удовольствием бегает вокруг него, когда родитель сидит. Такое поведение может выглядеть как лень или демонстративный отказ идти домой, но в действительности это редко бывает так.

Когда ребенок начинает ходить, этот процесс для него не связан с перемещением из пункта А в пункт Б, ходьба для него – это удаление от взрослого, а затем возвращение «на базу». Если база начинает двигаться сама, ребенок чувствует себя растерянным. Он может плюхнуться на землю и заплакать.

Если вы замедлите шаг, он не последует за вами, поскольку не может этого сделать. Если вы вернетесь и возьмете его за руку, малыш сможет пройти с вами несколько шагов, но, даже держась за руку, он не сможет идти с вами рядом – в этот момент он как бы не чувствует, что вы вместе. Поэтому до трехлетнего возраста ребенок просится на руки – так он чувствует, что он с вами.

Почему еще малыши любят сидеть на руках?

Во-первых, это дает ощущение особой эмоциональной близости – кроха соскучился, ему хочется, чтобы вы обратили на него внимание, приласкали его.
Во-вторых, детские ножки могут отдохнуть.

В-третьих, мылыш может быть не здоров или его что-то тревожит (например, режутся зубки).
В-четвертых,  это дает чувство защищенности и безопасности. Например, кроха теперь выше проходящих мимо собак, которые могут испугать и т.д.
И наконец, когда вы берете ребенка на руки, его обзор увеличивается – до этого он видел на уровне ног и колес, а теперь видит все, что видите вы; и он может видеть лица взрослых и слышать, о чем они разговаривают.

Аргументы против совместного сна

Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:

  • Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
  • Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
  • Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
  • Малыш родился недоношенным.

Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.Техника безопасности при совместном сне:

  • Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
  • Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
  • Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.

Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.

Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных  ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей

Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его

Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни

Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь

В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Когда не стоит отучать от рук?

Чаще всего сокращают тактильное взаимодействие с ребёнком, когда тому исполняется 7 — 8 месяцев. В этом возрасте он уже отличается самостоятельностью: ползает, сидит, кушает прикорм.

Однако не всегда малыш добровольно соглашается с подобным решением. В этом случае не нужно особо настаивать, чтобы избежать стресса или психологической травмы. Некоторые ребятишки отказываются от маминых ручек только после годовалого возраста.

Не рекомендована спешка в тех случаях, если ребёнок:

  • отстаёт в развитии;
  • перенёс травму во время родов;
  • слабенький или недоношенный.

Если не получается отучить от ручек или вы временно решили отказаться от этой идеи, воспользуйтесь переноской-кенгуру, которым можно пользоваться с рождения и до годовалого возраста. Однако для новорождённого придётся подбирать специальный вкладыш, поскольку держать его вертикально категорически не рекомендовано.

Для перемещения новорождённого лучше использовать специальный слинг: май-слинг, переноску с кольцами или переноску-шарф. Все они представляют своеобразный карман, который формируется путём обматывания тканевого отреза вокруг маминого тела.

Такие виды слингов позволяют совсем маленьким ребятишкам располагаться в горизонтальной позиции у мамы на животе. А вот полугодовалых младенцев уже можно размещать вертикально и за спиной у родительницы.

Кроме того, следует подумать, почему ребёнок устраивает истерики при отлучении от маминых рук. Вполне вероятно, что малыш видит постоянные семейные скандалы или ощущает некоторую отстранённость матери. Помните, что до 7-месячного возраста стоит воздерживаться от отучения детей от родительских объятий.

Почему он просится?

С помощью плача кроха общается с вами, показывая, что ему дискомфортно или больно. Первая реакция любой матери в ответ на капризы — взять малыша на руки, успокоить, а затем выяснить, что вызвало у крохи слезы. Со временем родители по тону плача начинают безошибочно определять его первопричину.

Пока вы еще не научились «общаться» с младенцем, вам придется каждый раз выяснять причину плача крохи и устранять ее, не прибегая к успокоению с помощью ношения на руках.

  1. Новорожденный чаще всего плачет от голода. Если кроха на ГВ, то начавшего рыдать сразу после пробуждения малыша следует сразу покормить. Искусственникам, если время приема пищи близко, также нужно предложить бутылочку со смесью.
  2. Плач младенца может быть вызван дискомфортом. Сытый ребенок будет капризничать, если он замерз, ему мокро, жарко или душно.
  3. Малыш может плакать из-за причин психологического характера: например, младенец перевозбудился или устал, и от этого не может уснуть. Дети капризничают из-за того, что им, наоборот, не хватает впечатлений и двигательной нагрузки в периоды бодрствования. Также грудничок может плакать потому, что ему одиноко и не хватает рядом мамы.
  4. Ребенок может рыдать, показывая вам, что ему плохо. У него могут резаться зубки или болеть голова с горлышком из-за простудного заболевания, также дети в первые 3-4 месяца часто страдают от колик.

Новорожденный довольно быстро осознает, что мама приходит и прижимает к себе в ответ на плач, и в дальнейшем начинает использовать этот действенный инструмент при малейшей возможности. Постепенно вы заметите, что дитя начинает рыдать без причин и мгновенно успокаивается, только вы взяли кроху на руки.

Краткое резюме

Итак, подведём краткие итоги нашего разговора, сформулировав основные моменты:

  • новорождённый ребёнок жизненно нуждается в материнских объятиях;
  • привычка находиться на руках формируется в первые месяцы жизни, если малыш болеет или мама ощущает повышенную тревожность;
  • зависимость не означает, что матери нужно забросить все дела, чтобы носить малыша на руках в течение всего дня;
  • оптимальный возраст для начала отучения – 7 — 8 месяцев, однако ориентироваться стоит всё же на самого ребёнка, его индивидуальные особенности;
  • продолжительность отучения и сам результат будет зависеть от характера малыша, силы его привычки и маминой настойчивости.

Если вы стремитесь отучить ребёнка от ручек, то стоит подбирать способы, которые позволят максимально безболезненно и без особых проблем избавить кроху от привычки. Самое главное – помните, что малыши растут очень быстро, поэтому, возможно, вы совсем скоро будете с ностальгией вспоминать детские объятия и желание ребёнка побыть рядом с вами.

Когда лучше начинать отучать

Если есть насущная необходимость отучить грудного ребенка от рук раньше (в 3 — 4 месяца), делать это нужно постепенно. Нахождение на руках у мамы, можно заменять совместным времяпрепровождением: массаж, гимнастика, игры. В возрасте 3 — 4 месяцев ребенок с удовольствием играет со взрослыми или с яркими музыкальными игрушками, погремушками, мячиками. Главное — сохранить физический контакт с ним.

Важно помнить, что до 8 месяцев тесный контакт с мамой — естественная потребность крохи, залог спокойствия и уверенности. Дети, которых постоянно носили на руках, сильнее привязываются к родителям

Это может вызвать некоторые осложнения, когда придет время отдавать их в садик (года в 2 — 3), но такая привязанность станет отличным фундаментом для доверительных и близких отношений с детьми.

Когда лучше отложить отучение

Есть несколько ситуаций, когда ребенок особенно сильно нуждается в материнской поддержке и близости (например, он болеет). Не стоит в это время думать, как отучить ребенка от рук, ведь именно мамины руки помогут ему справиться с этим непростым временем и выздороветь.

Если не брать его на руки и оставлять плакать в кроватке по принципу «наплачется и успокоится», кроха утратит доверие к вам, думая, что о нем просто забыли. Перетерпеть боль и болезнь в таком случае ему будет гораздо сложнее, и это состояние может затянуться. Укачивание на руках, напротив, поможет отвлечься от проблем.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с  нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Нужно ли укачивать малыша?

Молодые родители все чаще отказываются от укачивания новорожденного и грудничка. Однако педиатры утверждают, что это мнение ошибочное, и рекомендуют такой телесный контакт для малышей, особенно младше 1 года. Сторонники поддерживают их, а противники приводят в качестве главного аргумента тот факт, что позже возникнет проблема, как отучить ребенка от укачивания на руках.

Убаюкивание – древний способ быстро успокоить грудничка. Но стоит ли делать это? Специалисты уверены: ритмичное раскачивание на руках либо в коляске позволяет новорожденному чувствовать себя комфортно и спокойно. Кроме того, процесс служит тренировкой вестибулярного аппарата младенца.

Но есть люди, которые уверены, что частое убаюкивание вызывает нарушение сна, а слабое развитие вестибулярного аппарата детей становится причиной обморока, который неопытные родители путают с глубоким сном.

Привычка рисовать на обоях

У некоторых детей есть особая тяга к изобразительному искусству на обоях. Конечно, это не хорошо, ведь новый ремонт стоит больших денег. Но малыш еще не знает цену таким вещам, поэтому проявляет свои творческие способности там, где ему удобней и интересней. И вот, как можно от этого отучить:

1. Если вы заметили за своим ребенком подобную склонность, сразу же озвучьте места, где можно рисовать, а где нет. Купите ребенку красивый альбом и много карандашей. Фломастеры лучше до 5-ти лет вообще не покупать или покупать те, которые легко смываются обычной водой (у них специальный состав).

2. Пусть ребенок рисует красками под вашим присмотром. Можно купить большой ватман и пальчиковые краски – это даст больше возможности для проявления фантазии.

3. Наклейте на стенку большой ватман и предложите ребенку рисовать только здесь.

4. Купите специальные обои-раскраски и поклейте их в детском уголке, где ребенок сможет их разукрашивать.

5. Повесьте на стену большую доску для рисования цветными мелками – это станет альтернативой привычному рисованию.

6. Предложите ребенку сделать картинную галерею на его любимой стене в комнате. Пусть он рисует на обычных альбомных листах, а вы потом организуете выставку его рисунков и позовете на нее всех членов семьи. Это мотивирует ребенка рисовать по вашим правилам.

Как врачи делят ночной энурез?

  •  первичный  — недержание по ночам было всегда, таких детей  большинство —  80%
  •  вторичный  — был период хотя бы 6 месяцев сухих ночей

Вторичный обычно возникает после стресса (развод родителей, рождение еще одного ребенка в семье и так далее), на фоне нарушений стула или в связи с  острицами.

Как можно понять, для врачей подход к детям со вторичным энурезом будет несколько отличаться.

Еще одно очень важное для врачей разделение ночного энуреза на моносимптомный и не-моносимптомный. Моносимптомный вариант — только ночной энурез, в остальном претензий к мочевой системе нет

Этот вариант у  мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек

Моносимптомный вариант — только ночной энурез, в остальном претензий к мочевой системе нет. Этот вариант у  мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек.

Немоносимптомный вариант (еще называют сложный или комплексный ночной энурез) — есть еще другие жалобы:

  • частое  (9 и более раз в сутки) или редкое  (3 и менее раз раз в сутки) мочеиспускание
  • дневное недержание мочи
  • экстренные (ургентные) позывы
  • трудно начать мочеиспускание, необходимость напрячься, слабая струя, прерывистая струя
  • неполное опорожнение мочевого пузыря

У 20% детей с ночным энурезом  есть дневные симптомы.

Дневные нарушения объединяют в группу Дисфункции мочевого пузыря.

Дисфункции мочевого пузыря очень часто сочетаются с ночным энурезом, но иногда бывают и отдельно от него.

При немоносимптомном ночном энурезе ЧАЩЕ находят урологические или неврологические  заболевания.

Урологическая патология:

  • нестабильность детрузора мочевого пузыря  — спонтанные (невпопад) сокращения мышц-выталкивателей в тот период, когда мочевой пузырь растягиваться и копить мочу
  • повторные мочевые инфекции

Неврологическая патология:

спинальный дисрафизм — врожденные заболевания позвоночника и спинного мозга разной степени серьезности; при этом неправильно могут работать нервные центры, отвечающие за тазовые органы — мочевой пузырь, прямую кишку

Подводя промежуточные итоги:

Среди детей преобладают дети с моносимптомным ночным энурезом (80%), обладающие лучшим прогнозом.

В 20% у детей обнаруживается немоносимптомный ночной энурез. Такие дети требуют больше внимания врачей для исключения урологической или неврологической патологии.

Итог

Укачивать или нет малыша – личный выбор родителей. Принимая решение, ориентируйтесь на особенности вашей крохи, а не на советы посторонних.

Если у младенца есть неврологические проблемы, укачивание может помочь. И его не нужно отменять в тоже время, что и у здоровых малышей.

Источники

  • https://sladson.ru/rebenok/obschie-problemy/kak-otuchit-ot-ukachivaniya-pered-snom.html
  • https://ipupsik.com/uhod-za-rebenkom/kak-otuchit-rebenka-ot-ukachivaniya-pered-snom.html
  • https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-ukachat-rebenka-spat.html
  • https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/kak-otuchit-ot-ukachivaniya.html
  • https://doctormama.by/articles/kak-perestat-kachat-rebenka-pered-snom
  • https://its-kids.ru/ukachivat-ili-ne-ukachivat-mladentsa-pered-snom.html
  • https://babyzzz.ru/0-1/17349.html
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector